Знак Ветеран ВВС

Минская городская организация ветеранов Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Беларусcкого общественного объединения ветеранов

Герб Минска

Герой Советского Союза Щербаков Василий Васильевич


Полковник. Лётчик. Белорус. В Вооружённых Силах СССР с 1969 года.

Родился 20 апреля 1951 года в деревне Казимирово Полоцкого района Витебской области. Родился в крестьянской семье на большой русской печи. Родился богатырём, сколько весу было в нём, никто не знает, но что крупней никого не было в окрестных сёлах, повитуха клянётся всеми святыми. Отец, Василий Иванович, семнадцатилетним юнцом с первых дней оккупации ушёл в партизаны, а с приходом Красной Армии влился в её ряды и закончил войну за границей. Мать, Вера Ивановна, по младости лет в партизанском движении не участвовала, но что такое война, оккупация, голод и страх знает не понаслышке.

Послевоенное время не сладкое, хуже того – полуголодное. Войной разрушено хозяйство страны, Белоруссия пострадала больше всех. Передний край. Яростное сопротивление Красной Армии при отступлении, не менее яростное сопротивление немцев, сожженные города и сёла, угон в рабство девушек и юношей сказались на судьбе страны: патриотизм, борьба, человеколюбие, труд во имя блага своего народа, характерные черты белорусов, не уменьшились, а удвоились, утроились. Вместе с взрослыми трудились на колхозных полях и дети, подросток Вася не отставал от сверстников. В деревне, в то время, иначе не бывало. Труд, настоящий, не детский, деревенские дети познают с первых шагов в жизнь, оттого быстрее и основательней воспринимают они уроки бытия. Рано привыкают к самостоятельности, и пусть иногда заблуждаются в выборе профессии, но, тем не менее, выбирают её себе сами. Так сделал и Василий.

Потому ли, что совсем недавно отгремела война на полях страны и не было полной уверенности у народа, что не повторится она в ближайшем времени, и что нужны ещё будут стране её защитники, или по какой другой причине, но народ армию любил, и, конечно же, многие мальчишки мечтали об армии. Кто хотел быть моряком, кто танкистом, кто лётчиком. Часто определиться с выбором помогали простейшие обстоятельства: живёт мальчишка рядом с морем – он хочет быть моряком; грохочут танки за околицей на полигоне – и мальчишек не отогнать от границ танкодрома. У Василия над головой кружили самолёты, планеры, раскрывались яркие купола парашютов. Где быть молодому, крепкому пареньку, после школы успевшему получить специальность монтажника - вопрос лишний. Ему повезло: он поступил в Витебский авиационный центр ДОСААФ. Затем учёба в Аткарском УАЦ ДОСААФ. В 1970 году ему присвоено воинское звание младший лейтенант, и он был зачислен в кадры ВВС. Среднеазиатский военный округ, город Семипалатинск. Вскоре формируется специальная вертолётная эскадрилья поисково-спасательной службы, в задачу которой входили поиск и спасение космических пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Эскадрилья укомплектовывалась лучшими лётчиками округа. Рядом с асами вертолётной авиации, такими как подполковник Ю.Гуляев, майоры Н.Кондратьев, А. Васильев, И. Ульянов, приобретали и совершенствовали лётное мастерство молодые лётчики, кому предстояло продолжить дело старших товарищей. Эскадрилью разместили на территории бывшего кирпичного завода, на окраине городишки Темир-Тау (Казахстан), с первых дней ставшим нерентабельным, а потому и брошенным. Щитовые здания обветшали, нет тепла и воды, негде жить солдатам. Офицерам пришлось переквалифицироваться в строителей, кочегаров, плотников и сантехников, и это при том, что основных задач никто не отменял. В весеннюю и осеннюю распутицы поле аэродрома заливало водой, вертолёты плавали в лужах, похожие на огромных зелёных уток. Однажды ночью в здании ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть, занимающаяся ремонтом вертолётов) упал потолок и раздавил всё новейшее, очень дефицитное и дорогое оборудование. Случись это днём и не миновать бы тогда большой беды. Сам город знаменит был тем, что владел уникальным металлопрокатным станом 1200, каких в Советском Союзе было два или три. Из военных в этом городе, кроме авиаторов, никого не было, потому офицеров в авиационной форме жители города боготворили, кондукторы наотрез отказывались брать плату за проезд, в магазинах просили проходить без очереди, в кафе и ресторанах всегда находилось местечко. Это, что касается «правильного» населения. Но поскольку рядом Караганда с её шахтами и лагерями, с сосланными на поселение, с освобождёнными без права выезда и пр., то были там и другие, кто ненавидел офицеров, равняя всех под одну гребёнку – и лётчиков и охранников. После того, как двоих или троих ударили в тёмном месте твёрдым предметом по голове, сняли с них меховые куртки и унты, пришлось пересмотреть военным авиаторам своё отношение к гражданскому обществу, стали более осторожными в общении с незнакомыми людьми.

В 1972 году лейтенант Щербаков В.В. экстерном сдал экзамены за полный курс Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков имени 60-летия СССР. С этих пор он приобрёл статус полноправного лётчика, имеющего право на повышение в должности без ограничений.

Работа «поисковика» сложная и интересная. Лётчик должен быть подготовлен к полётам во всепогодных условиях. Должен обладать силой воли, быть способным идти на риск, но долю неудачи сокращать при этом до минимума. Здесь не достаточно знать на зубок инструкции и наставления по организации и выполнению полётов, - это само собой,-- надо ещё уметь из сотни вариантов выбрать один-единственный и самый верный. Казахстан, бескрайние его степи в районе расчётной посадки космических аппаратов, прямо скажем, не баловали отличной погодой. Один «афганец» (долгий и сильный ветер с южных пустынь) что стоит! Снег вперемешку с красным песком стелется по земле ярким ковром, скрывая всё под собой; не виден горизонт: сплошная пелена то серая, то белая, то оранжевая. Часто ветер достигает такой силы, что взлетать и садиться очень опасно, но коль надо, то надо, такие взлёты и посадки удаются не всем, они под силу настоящим асам вертолётной авиации. Вот таким становился постепенно, но упорно лётчик Щербаков. Неоднократные успешные участия в космической эпопее – итог кропотливого повседневного труда молодого лётчика. Велико доверие - велика ответственность. Был случай, когда космонавты не приземлились, а приводнились. Было и такое. Водолазы закрепили аппарат к вертолёту, и тот в глубоких сумерках в метель, на высоте двух-трёх метров, сгребая ледяную шугу, поволок к берегу капсулу с космонавтами. На борту вертолёта уже врачи приводили в чувство впавших в анабиоз космонавтов. В знак благодарности космонавты на дверях, на стенках вертолётов оставляли свои автографы, и экипажи этим гордились вполне заслуженно.

29 сентября 1973 года одиннадцать экипажей вертолётов полка участвовали в обеспечении посадки космического корабля «Союз 12», пилотируемого В. Лазаревым и О. Макаровым. 28 августа 1974 года столько же экипажей участвовали в поиске и эвакуации корабля «Союз 15», пилотируемого Г. Сарафановым и Л. Дёминым, это был первый случай в истории советской космонавтики, когда посадка совершалась ночью. Личному составу, принимавшему участие в этом сложнейшем мероприятии, Генеральным секретарём ЦК КПСС объявлена благодарность. В июле 1975 года посадка корабля «Союз 19», пилотируемого А. Леоновым и В. Кубасовым после завершения полёта по программе «Союз-Апполон». Во всех этих случаях участвовал и Василий Щербаков, вполне состоявшийся лётчик.

Задачи поисково-спасательной службы усложнялись, приходилось дежурить в других авиационных полках во время их полётов, а потому было принято решение правительством развернуть эскадрилью в полк. Стал он называться 181 ОВП ПСС – отдельный вертолётный полк поисково-спасательной службы. Вскоре полк был перебазирован с севера республики на юг – в Джамбул. Там двадцатичетырёхлетний капитан встретил кареокую дивчину Галю, быстро и на долгие годы заполонил её душу и сердце; то и счастливые, и сложные, и тревожные были годы. Вот и 1978 год. Василий Васильевич – командир эскадрильи вертолётов Ми-8, майор, у него в эскадрильи высокая дисциплина и идеальный порядок. Плановая подготовка экипажей, отрабатываются элементы слётанности в составе звена, эскадрильи, полка; много внимания уделяется полётам в горах. Надо знать, что вертолёт, как вертолёт, взлетающий и садящийся вертикально, не всегда таким является: достаточно подскочить температуре воздуха, понизиться давлению, что бывает на высокогорных площадках, и вертолёт, порой бывает, невозможно посадить или поднять в воздух из-за нехватки мощности несущих винтов. Но способности вертолётчиков безграничны. Не может вертолёт взлетать на силе винта, заставим взлетать на силе разума. Примерно такие слова были сказаны отцом русской авиации Н.Е.Жуковским об авиации. Вертолётчики принялись осваивать сложные способы взлёта с переднего колеса. Ужасное на первый взгляд зрелище, так и кажется, что перевернётся вертолёт на спину и взорвётся, или, в лучшем случае, сломается передняя стойка шасси. Такой способ взлёта хотя и опасен, но позволяет нести вертолёту полную нагрузку. В числе первых, освоивших полёты в горах, был молодой командир эскадрильи; не мешкая, приступил к тренировкам под его руководством и весь состав эскадрильи. Это скоро им пригодилось. Приближался роковой 1979 год.

Полк набирал силы. Совершенствовали своё мастерство экипажи, недавние мальчишки становились опытными авиаторами, серьёзными командирами. Масштабные учения войск округа не обходились без участия вертолётной авиации. На базе аэродромов Среднеазиатского военного округа проводились военно-воздушными силами страны учения по спасению лётчиков и экипажей с потерпевших аварию самолётов. Оценки полка в учениях высокие. Кто видел полк в начале его формирования, и каким он стал через 7 лет, понимал, что не на пустом месте, и не просто всё получалось. Затрачены колоссальные силы всего состава полка, не обходилось и без самого страшного - потерь: катастрофы отнимали жизни у молодых и способных офицеров, отнимали отцов у детей, сыновей у родителей, мужей у жён. Жёлтые огоньки в окнах квартир авиаторов теплились до окончания ночных полётов, до прихода домой уставших лётчиков и техников. И так каждые полёты. Избавляться от тревог, от предчувствия беды жёны лётчиков так и не могут научиться за всю свою жизнь. Ждали так своего мужа и отца Галина с сыном.

В декабре 1979 года полк был поднят по тревоге и направлен в ДРА; дежурившие на других аэродромах и точках экипажи срочным порядком спешили напрямую к месту воссоединения с полком, не повидав жён и детей, не простившись с ними. 22 декабря полк был на аэродроме Кундуз, и в этот же день приступили к выполнению боевых задач. Первым в полку совершил полёт над территорией Афганистана лётчик эскадрильи майора Щербакова капитан В. Мурманцев, лётчик первого класса. 30 декабря в ходе боевых действий был подбит вертолёт Ми-8, пилотируемый заместителем командира полка по лётной подготовке майором В. Гайнутдиновым. Перетянув через границу, вертолёт благополучно сел на территории СССР. Афганистан стреляет, Афганистан опасен. Это поняли скоро все, кто пришёл с благородными целями помощи народу Афганистана в защите апрельской революции. Получилось так, что «завоевания революции» кому-то очень нужны, кому-то совсем не нужны, а кто-то абсолютно безразличен к ним. Безразличных большинство. Им, живущим испокон веков по законам ислама, сложно было понять, почему они должны владеть землёй и имуществом, ранее не принадлежащими им; почему женщина должна ходить с открытым лицом; почему все должны иметь равные права… Роль пропагандистов часто исполняли члены экипажей, занимавшихся не только уничтожением банд моджахедов, но и перевозкой крестьян, врачей, грузов. Особенно успешными были беседы, ставшего вскоре Героем Советского Союза, В. Гайнутдинова, он хорошо понимал язык жителей этой страны и на простых примерах доказывал необходимость революции, необходимость демократизации страны. Не может такого быть, чтобы хоть у кого-то из бедняков не зародилось мысли: а ведь правду говорит этот шурави, пора и нам встать с колен.

Полк обеспечивал боевые действия 201 МСД и 860 ОМСП в операциях по уничтожению банд мятежников в районах Файзабада и Ишкишима, задачи выполнялись с оценкой отлично, только, к сожалению, не обходилось без жертв. За 1980 год погибли 21 человек, потеряно 9 вертолётов полка. На первый взгляд, цифры невелики, в автокатастрофах, говорят, оправдывая войны, ежедневно погибает больше. Возможно и так, только хоронить боевых товарищей, которые были с тобой рядом долгие годы, ни приведи Бог никому. Война в Афганистане перерастала в международную войну. Во главе с Америкой весь капиталистический мир поддерживал мятежников, подпитывал их вооружением, боеприпасами, новейшими средствами уничтожения самолётов и вертолётов – «Стингерами», в рядах мятежников действовали иностранные инструкторы. Полёты в горах вдоль ущелий, где не сманеврировать, не увернуться, высадка и погрузка десанта на высокогорной площадке (вот где пригодился опыт, приобретённый в горах Тянь-Шаня) сопряжены с большим риском. Ты как на ладони, и ничем не защищён. Летать в таких условиях – уже героизм. А садиться в скопище вооружённых врагов для спасения товарища – героизм вдвойне.

20 января 1980 года душманы, взорвав фугас, перекрыли дорогу в ущельи, по которой снабжались продовольствием войска и население, и устроили в этом месте усиленную засаду. Перестрелка наших и афганских подразделений с душманами была безуспешной, тогда мотострелки вызвали на помощь вертолётчиков. По сигналу вылетела эскадрилья майора Щербакова. Узкая и глубокая теснина ограничивала маневренность, связывала действия эскадрильи как боевой единицы. Майор Щербаков принимает решение атаковать поочерёдно экипажами, моджахеды ждали этого момента: тут же прицельно заработали их крупнокалиберные пулемёты по вертолёту капитана В. Копчикова. Захлебнулся один двигатель. «Иду на вынужденную!» -- доложил Копчиков и, чудом перевалив через хребет, спланировал и благополучно сел на вспаханное поле рядом с кишлаком, занятым душманами. С криком, гиканьем, стрельбой кинулись душманы к вертолёту в ожидании лёгкой наживы. Экипаж, предчувствуя самое худшее, покинул вертолёт и занял круговую оборону. И тут, как ангел-спаситель с неба, из-за гор вывалился вертолёт командира эскадрильи. Поливая пулемётным огнём душманов, он заставил их залечь. Заложив крутой вираж, в одно мгновение был рядом с подбитым вертолётом, закрыл боком фюзеляжа экипаж Копчикова от пуль, свистящих в рикошете и хлопающих по обшивке борта. Отстреливающихся, спешащих к спасительному вертолёту лётчиков борттехник экипажа Щербакова встречал у раскрытых дверей, кого-то подсаживал, кого-то втягивал за воротник куртки в кабину, не переставая при этом строчить из автомата в сторону перебегавших к вертолёту душманов. Хлопнула дверь за последним, ввалившимся в вертолёт, взревели двигатели, обдавая каменистой крошкой и пылью всполошившихся душманов, вертолёт пронёсся над ними так низко, что вскочившие было на ноги тут же повалились наземь. Долго об этом рассказывается, а всё заняло не больше минуты, винты на брошенной машине продолжали вращаться, а спасители и спасённые были уже за пределами досягаемости пулемётных снарядов. Тогда Щербаков спас не просто Копчикова, а свояка. Жёны у них – родные сёстры, Галя и Валя. Было бы ошибкой думать и сомневаться, стал бы он спасать кого другого? Безусловно, стал бы. Спасали лётчики друг друга и в районе Халхин-Гола (белорус, лётчик Грицевец С.И. спас командира 70 авиационного истребительного полка майора Забалуева В.М.), и во время Великой отечественной войны были это не единичные случаи (среди них --спасение дважды Героя Советского Союза майора Л. Беды—впоследствии ставшего командующим 26 Воздушной армией республики Беларусь) младшим лейтенантом А. Береснёвым. И под небом Афганистана это было не редким явлением. Следуя примеру майора Щербакова, только в его эскадрильи повторили подвиг (иначе не скажешь) капитаны В. Оболонин, А. Пахомов, Л. Туктарев, Е. Корсаков, А. Устименко.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года майору Щербакову Василию Васильевичу за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республики Афганистан, присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№11440). За всё время пребывания в Афганистане майор Щербаков совершил 318 боевых вылетов.

В 1980 году поступил и в 1984 году закончил с отличием Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, продолжил службу начальником управления авиации 8 Армии (ГСВГ), закончил службу в родной Белоруссии, в гарнизоне Борисов, в должности начальника управления авиации 7 Армии. Было ему тогда 43 года, самый зрелый возраст для руководителя и лётчика, но это уже никого не интересовало. Интерес к нему проявили политиканы, стремящиеся пролезть во власть, им нужны были известные в стране люди, которые бы несли их знамя. Василий Васильевич поступил рассудительно: предоставил каждому претенденту возможность обходиться своими силами, во всяком случае, не рассчитывать на его, геройскую, помощь. В 1994 году был назначен и исполнял должность заместителя Председателя Комитета по социальной защите военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, воинов-интернационалистов, уволенных в запас (отставку), и членов их семей при Совете Министров Республики Беларусь.

* * * * * *

Прошло много лет с начала формирования эскадрильи, а затем и полка, а я вижу их, неопытных ещё, молодых лейтенантов, лётчиков и техников, то серьёзными, то по-детски шумливыми и непоседливыми. Серьёзность, какой должны обладать командиры, и какая была у молодёжи на самом деле, вдруг сменялась детским чудачеством, розыгрышами, приколами. Глядя на них, тогда не казалось, что эти забияки способны проявлять героизм, и не просто героизм, а жертвенный героизм. Вспоминается случай, когда на запасном аэродроме подошёл ко мне лейтенант Вася Щербаков и поинтересовался, видел ли я тарантула? Тарантула я не видел, а разных жучков и паучков, какими кишела раскалённая земля пустыни, видел нимало. Вася подал мне спичечный коробок и попросил очень осторожно его открывать, чтобы не выпустить смертоносное чудовище. Радости и веселью его не было предела, когда из приоткрытой коробки выскочила со страшным шумом скрученная резинка, перепугавшая меня до полусмерти.

- Из всего полка не нашлось ни одного, кто бы не испугался, - успокоил меня Вася.

Спасённый им Володя Копчиков «погорел», до Афганистана ещё, на хулиганских полётах. Будучи на «целине», живя впроголодь, решили как-то подкормиться рыбкой, полетели вдоль речушки на бреющем, выискивая браконьерские сети, и так увлеклись этим занятием, что зацепили лопастями за землю. Естественно, это сказалось на карьере рыбаков-неудачников: командира экипажа списали с лётной работы, Володю долго не замечали как лётчика, борттехника сняли с борта. Но поскольку все они прекрасные сами по себе парни, то и были, хоть с опозданием, но реабилитированы: командира восстановили в лётной должности, Володе доверили воспитание личного состава эскадрильи (он стал замполитом), борттехнику разрешили поступать в академию. Владимир Фёдорович Копчиков, полковник, жил в Торжке. Теперь нет его. Кстати, был сбит дважды: видать, не судьба быть погребённым раньше времени.

Экипажи полка привлекались на уборку целинного урожая, они возили по обширным полям ответственных начальников. Жили, как придётся, где придётся. Иногда сидели около какого-нибудь села в ожидании своего начальника-пассажира с утра до позднего вечера без маковой росинки во рту. Привозили из села пассажира, как правило, румяного, счастливого, на борт вертолёта передавались в руки борттехника, получившего особые инструкции и полномочия от командира экипажа, банки с мёдом, рыбу копчёную, окорока. Оголодавшие и злые лётчики подвергали частичной экспроприации деликатесы, предназначенные для высокого начальства. Я думаю, это им можно простить.

Вот перед памятью стоит, по-девичьи строен и стеснителен, лейтенант А. Пахомов, белокур, голубоглаз, разве он способен на подвиг? Не сомневайтесь. Способен. Л. Туктарев, Е. Корсаков, А. Устименко, Г. Нюнин, - нет смысла заниматься перечислением имён, для этого надо устраивать перекличку всего полка - все они способны на подвиг. И все совершили его!

Судьба и время раскидали по земле, по странам и государствам офицеров, прапорщиков, командиров и подчинённых, служивших в 181 отдельном вертолётном полку, и, конечно же, кто-то из них живёт складно, а у кого-то не всё удачно получается, но всем им хочется пожелать здоровья и долгих лет счастливой жизни!

Виталий Кирпиченко




Наш адрес:
г. Минск, ул.Белинского, 11
тел. (+375-17) 287-90-99 (последний четверг нечетного месяца с 18.00 до 20.00)