Знак Ветеран ВВС

Минская городская организация ветеранов Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Беларусcкого общественного объединения ветеранов

Герб Минска


Из записей и воспоминаний военного летчика-снайпера
полковника Ажмякова А.П.

Как это было
(историческая справка 911 авиационного полка)

Декабрь 1979 год.

Штаб 1-й гвардейской АДИБ.

г. Лида, Гродненская область, БССР.

Поздно вечером 7 декабря в штаб дивизии поступила совершенно секретная телеграмма: «Подготовить 10 летчиков 1-2 класса на самолетах Миг 21 из 911 апиб и звено на самолетах Су-7б из 940 апиб и откомандировать их в г. Ташкент».

1 АДИБ.

Командир дивизии полковник Цибулько В., заместитель командира полковник Краснов, начальник политотдела Федоров, начальник штаба майор Когут Н.Н., начальник особого отдела Остравцов, заместитель Швец Д.И.

911 АПИБ.

Командир полка полковник Гриненко В.Г., заместитель командира подполковник Куралев В., начальник штаба майор Ажмяков А.П., заместитель по политчасти подполковник Панов Б.А.

В течение первой половины ночи перебрали весь летный состав и сформировали эскадрилью.
Командир эскадрильи подполковник Родионов В.Н.
Заместитель по политчасти майор Гапчинский В.И.
Штурман эскадрильи Мурашов В.Н.
Начальник штаба эскадрильи Худяков А.А.
Командир звена капитан Мелешко С.С.
Старший летчик Рябуха А.
Старший летчик Хон А.
Летчик Азаренков К.З.

Запасная пара:
Капитан Пиянзин Д., капитан Барабанов В.

940 АПИБ. Самолет Су-7б
Заместитель командира эскадрильи майор Цветков Анатолий
Командир звена Зуборев Николай
Старший летчик Лыков
Старший летчик Туголуков Юрий

В 6 утра всех сфотографировали в гражданской форме и к 8 часам всем объявили, что летят для перегонки самолетов, в паспортах написано «гражданин Советского Союза».

К вечеру 8 го декабря прибыл Ил- 18 из Чкаловска, на борту: летчики и инженер из Постав, старший инспектор-летчик 26 ВА полковник Азарушкин П.Ф., Герой Советского союза полковник Петров из ВВС.

Получили пистолеты ПМ и взяли с собой демисезонные синие куртки и ЗШ.

С 9-го на 10-е в ночь сели в Ташкенте. На автобусе всех привезли в штаб ВА. Встречал командующий ВА Анкудинов в домашних тапочках и в кителе.

«Чего прилетели? Мы уже месяц в готовности, живем в штабе» Зашли в штаб, покурили сигареты «Гродно», сдали ПМ, отвезли нас в профилакторий Термез, накормили, попарились в сауне и легли спать.

Утром на вертолете в Чирчик, далее на Какайты под Термезом. Аэродром забит техникой, войсками, вертолетами, самолетами. Питались, что дадут, пристроились к десантникам, спали в классах на столах.

На следующий день полковник Петров оставил два звена на Миг- 21 и звено на Су-, полковник Азарушкин П.Ф. и пара Пиянзина возвратились в Минск.

К вечеру прилетели Ан-12 из Львова с завода, на бортах разобранные Миг-21 и Су-7б

В течение ночи их состыковали, выдали нам карты и приказали еще раз переодеть в гражданку (для Мелешко и Гапчинского одежды по размеру не нашли). Выделили человек 40 технического состава из Чирчикского полка. Облетали, регулировка самолетов отвратительная. На бортах самолетов Афганские знаки различия (их закупили уже для нового правительства Афганистана) Самолеты – это был сброд, даже не дали с ними ознакомится, если бы действительно пришлось прыгать, то наверняка побились бы.

13 декабря утром посадили в готовность № 1, пришли таможенники и в кабинах на листах бумаги поставили печати. Команда «Воздух». Взлетели, за нами Су-7б – пошли на Термез, через перевал на Баграм. Позывной «Акаб» – запросили «Подход», ответили на русском, завели на посадку. Сели в Баграме, конечно перегрели колеса, но в целом все нормально. Вылезли из самолетов – началось братание, пошли в штаб дивизии. Там стояло 2 афганских полка.

Из Кабула прибыла черная «Волга», из нее вышел Орлов с усиками в гражданке, ну чистый афганец. Забрал нас, поселили в мазанку – холодно, голодно. Следом пришел Ан-12 с 40 техниками Чирчикского полка, началась приемка самолетов. Питались сухим пайком. Короче, мы никому не нужны были.

За эту ночь пришли Антеи и Ил-76, перебросили Витебскую десантную дивизию. Один Ил-76 разбился в горах.

Утром рассредоточились, положили нас с ПМ по разным кюветам для охраны аэродрома, взяли «лимонки», которые раньше мы не применяли на практических занятиях.

Ночью привезли Бабрака Кармаля, началось разоружение дивизии, летчиков арестовали. В этот период было сложно разобрать – где свой, где чужой – все в одной афганской форме. Стрельба велась в основном трассирующими пулями.

В это время ранили капитана Рябуху в ногу, хорошо что не была задета кость.

С 26-го на 27-е начался штурм дворца Амина. Альфовцы потеряли там 5-6 человек (но это уже другая история).

Утром летный состав собрался на КДП, вручили карты Кабула. Подвесили по два УБ-16, готовность № 1, «Воздух», пошли на Кабул. Установили связь с «Кузнецом», он дрожащим голосом вывел нас в район Кабула. Бьет «шилка» слева, «шилка» справа, разделились на звенья, старались не попасть в зону обстрела. Заняли высоту 1500 метров. По остатку топлива на Баграм. В этот день выполнили 4 вылета и один в сумерки.

28-29 декабря носились над кварталами Кабула на бреющем полете с включенным форсажем, изображали мощь афганских ВВС.

«Кузнец» отправил нас на север: «Посмотри, что там движется». Выходим в район границы, столбы пыли, там в пыли коробочки. Доложили «Кузнецу», что это танки. Так начался ввод наземных войск.

В дальнейшем выполняли по 3-4 вылета днем и один в сумерки. Питались тушенкой, консервами и все что могли выменять, начали выплачивать афгани.

С 29-го на 30-е декабря села к нам эскадрилья 52 истребительного полка на Миг-21бис, а за ней перешел и весь полк.

31-го декабря сидели в готовности, так встретили Новый 1980 год.

Начались полеты «Черных тюльпанов». Прошел еще один месяц. Вышли на Анкудинова, а затем и на Москву. Дали добро, возвращаться с «тюльпанами». На 1-й Ан-12 – лидчане (восьмерка), на 2-й – поставцы (пятерка). Сели в Фергане, ждем – приходит Ил-18, экипаж взмолился – дайте поспать часа четыре, но Анкудинов приказал лететь. Сели в Поставах (ночь, холод, мороз), на Лиде погоды нет. Самолет ушел на Москву.

Полковник Краснов – утром заберем на Ан-2, затем – на пчеле. Погоды нет. Утром выезжаем в Вильнюс, нам обещали послать за нами автобус, а пришла санитарка. Отъехали от Вильнюса – полетела коробка передач.

Февраль, лютый мороз. Поймали 2 такси и на них добрались домой.

О том, что летчики были в Афганистане вообще не говорили. Единственно, это секретарь парткома Маркевич М.К. на ватманском листе наклеил фотографии восьмерки и подписал: «Они выполнили свой интернациональный долг». Эта газета висела в парткоме.

Вот так и выполнили свой долг, а затем более двух лет не признавали – «вот Рябуха там был, получил ранение» – «а мы Вас туда не направляли».

Следующий Новый 1981 год майор Гапчинский В. И. встречал во Вьетнаме – но это уже другая история.

Ушли из жизни:
Подполковник Мурашов Вячеслав, майор Хон Александр, капитан Зубарев.

Родионов В.Н.. Гапчинский В.И., Худяков А.А. проживают в Лиде, вся эта история у них.

Записано со слов Гапчинского В.И.

911 авиационный полк истребителей-бомбардировщиков

1978-й год.

Осень, ночные полеты в СМУ, командир эскадрильи майор Молчанов В.Н. на самолете Миг-21смт производит посадку в районе Бастунов на лес. Самолет пролетел по лесу 450 метров, разрушился и загорелся. Катапульта сработала после покидания летчиком кабины самолета. Молчанов добрался до железнодорожной станции и позвонил командиру полка Воронкову В.Н. на КП о своем местонахождении.

1979-й год.

Полк переучивается на самолет 4-го поколения Миг-27к. Теоретическое переучивание в Липецке – 2 месяца.

Командир полка полковник Гриненко В.Г. Начальник штаба подполковник Ажмяков А.П., 1-й заместитель подполковник Куралев В.И.

Полк вооружен самолетами МиГ-21см.

1-я эскадрилья убывает в Афганистан (Москва-Чирчик-Баграм).
Командир эскадрильи подполковник Родионов В.Н.
Заместитель по политчасти майор Гапчинский В.И.
Штурман эскадрильи Мурашов В.Н.
Начальник штаба эскадрильи Худяков А.А.
Командир звена капитан Мелешко С.С.
Старший летчик Рябуха А.
Старший летчик Хон А.
Летчик Азаренков К.З.

Запасная пара:
Капитан Пиянзин Д., капитан Барабанов В.

Через 2,5 месяца в полным составе возвращается на аэродром базирования.

Осенью прибыли в полк 6 молодых летчиков-выпускников Борисоглебского училища.

Вместе с переучиванием идет интенсивная подготовка летчиков 3-й эскадрильи на 3-й класс.

1980 год.

Июнь – 6 летчиков получают 3-й класс.

1-я эскадрилья осваивает самолет МиГ-27к, 2-я на теоретическом переучивании в Липецке и приступает к полетам на МиГ-27к.

1981 год.

6 летчиков получают 2-й класс на самолетах МиГ-21смт. Летчики 1-й и 2-й эскадрилий осваиваю боевое применение на самолетах Миг-27к – пуски управляемых ракет Х-21,23,29, авиационные управляемые бомбы КАБ-500, ОДАП, ЗБ, РБК-500, НУРСЫ С-5,8, ГШ-6-30 (вулкан), навигационное бомбометание, отработка тактических приемов, полеты на сверхзвуковых скоростях, перехваты воздушных целей, ведение воздушной разведки и многое другое.

1982 год.

Летчики подполковника Громова А. получают 1-й класс и убывают на переучивание в Липецк и практические полеты на самолете МиГ-27м.

Проверка полка на полигоне Лунинец, руководит проверкой заместитель главкома генерал-майор Борсук. Оценка – «хорошо», снижена за навигационное бомбометание (мною было принято решение обозначить ночью квадрат бомбометания).

В этом году полк становится лидерным. Летчики только первого и второго класса (70%/30%).

Полк решает задачи на направлениях – Прибалтика, Украина, Беларусь. Полигоны Ружаны, Неман, Лунинец, Гоже-Поречье, Повурск (Украина, Крым), Прибалтика (полигон Салдус - Рига, Вильнюс) и т.д. Участвует практически во все учениях, проводимых на территории БВО.

Ставилась задача и в течение 2-3 часов, пока готовилась техника и подвеска боеприпасов, летчики готовились к практическому вылету.

Начальники полигонов Кузмин И.И., Саунин Б.М. не «любили» 911 апиб, так как после его работы долго приходилось восстанавливать мишенную обстановку.

На полигон Лунинец поступила 7 металлических танков для показа на учениях. Мне удалось уговорить Саунина Б.М. дать мне эту колону, так как мой полк готовился к проверке. В результате – из семи осталось только три танка. Главный штурман ВВС БВО генерал Сахаров М.Г. дал команду мне больше такие цели не давать, а Саунину Б.М.пришлось собирать разбросанную броню. Техники для показа не осталось.

1983 год.

Июнь – боевая подготовка ВВС проводит опытное испытательное учение по применению новых типов боеприпасов и возможностей новой авиационной техники МиГ-27, Су-17. Усиленно готовится полигон Ружаны. Построена из железобетонных аэродромных плит ВПП, на ЦЗ установлен ТУ-16 (АВАКС), в обвалованиях реальные самолеты Миг-15,17, Су-7, капонир с реальными железобетонными воротами и т.д. По плану работают три полка Прибалтийского, Ленинградского и Прикарпатского округов. 911 апиб – лидерный – в резерве.

На учениях присутствуют: < /br> Главком ВВС – Кутахов П.С, заместитель главкома – Борсук, командующий БВО –Ивановский, командующий 26 ВА – Буланкии В.С., главный штурман 26 ВА - Сахаров М.Г., командир 1 АДИБ – Васильев В.А., начальник Ружанского центра – Кузмин И.И.

Отработали 3 полка – результат плачевный. Кутахов к Борсуку «И это все? Если бы мы так работали в ВОВ, то нас бы здесь не было». И к Буланкину «У тебя такие же летчики?» Буланкин В.С. – Кутахову П.С. «У меня есть один полк, он правда не учувствует, 911 полк – литерный. Если Вы примете решение, он готов выполнить эту задачу». Кутахов П.С. «Сколько тебе надо времени, чтобы полк прибыл сюда?». Буланкин В.С. – «30 минут подлетное время и 15 минут на раскрутку ИКВ, через 45 минут будет нанесен удар». «Действуй!».

Задача была поставлена по громкой связи (цели - «Авакс», ВПП, самолеты в обваловании, капонир), боеприпасы – КАБ-500, Х-29, 4 блока с С-5, ГШ-6-30.

Через 15 минут эскадрилья подполковника Мурашова В. поднялась в воздух. В точно назначенное время звено майора Гапчинского В.И. нанесло удар по ВПП с предельно-малой высоты ФАБ-250т (по 6 штук на самолет), попадание 100% – полоса выведена из строя. Командир 2-й эскадрильи подполковник Мусиенко К.Ф. наносит удар по самолетам в обваловании, а затем заходит звено капитана Фадеева с Х-29. Фадееву запретили пуск из-за сокращения дистанции в боевом порядке, ведомый летчик Журавлев производит пуск – прямое попадание, «Авакс» развалился и загорелся. Остальные летчики отработали по капониру.

Кутахов П.С. «Неужели так можно работать, вот это Соколы».

Буланкин поворачивается к Ивановскому – «Дари часы». То, что не смогли 3 полка, решила 2-я эскадрильи 911 апиб.

Полк продолжает отрабатывать новые приемы ведения боевых действий на земле и в воздухе, днем и ночью, взаимодействуем с лидерным 927 иап, Выполняем полеты в Крым с работой на полигонах Украины, Беларуси, осваиваем полигоны Прибалтики.

Был и досадный казу – на полигоне «Салдус» напугали командующего 26 ВА. Один из летчиков обстрелял вышку из ГШ-6-30, уложил всех на пол, старший лейтенант Волгин сбросил бомбу и она улетела к домику командующего на берегу залива (район Риги).

1983 год.

Осень. В полк прибыло13 молодых летчиков, теперь надо заниматься молодежью, разбавили полк, но задача литерного полка не снимается.

1984 год.

Весна. Исполняю обязанности командира полка. Неустойчивая погода, молодежь остается на аэродроме. Не хватает руководителей полетов. Они рассажены по аэродромам и полигонам. Идут армейские учения. Выпускаю полк, а меня с Григорьевым В.Ф.на боевых самолетах выпускает дежурный летчик.

Комдив 1-й гвардейской дивизии со своим штабом движется на КШМ по республике. Прибываю на аэродром, полк готов к следующему вылету с работой на полигонах и идет дальше (так и идем челноком). В пятницу перебазируемся на аэродром Барановичи. Аэродром забит авиационной техникой, дополнительно сел Кобринский вертолетный полк, а к вечеру бригада ДШБР (Брест) пыталась захватить аэродром. Была большая свалка.

Утром в субботу выхожу на разведку погоды. Погода – 250x2, Ружаны, переправа в районе Слонима – 600-800x1,5, Лида – 130-150x1,5.

Принимаю решение работать на полигоне с огнем с посадкой на аэродроме Лида. Комдив возмущается, но дает добро. На полигоне работаем с углом 10. РП самолеты на БК не видит, работаем практически на выходе из облаков. Результат не высокий, но летчики получили практику, так надо работать летчикам лидерного полка.

Пока летали-«воевали» молодой лейтенант женился – получил приглашение в ресторан «Дитва».

Очередная проверка на Лунинце.

Декабрь 1984 г. Закрытая информация. Аэродромы облетывают НЛО, видят их с земли днем и ночью, но об этом не говорят, нет официальной информации.

18.12.1984 г., мой день рождения. Идут полеты день с переходом в ночь. Летаю только за инструктора. Комдив полковник Акимов В.В. должен был лететь с Копчиковым В. Он подходит ко мне и говорит: «Товарищ командир, нет комдива, слетайте со мной. У меня остался один полет для сдачи на 1-й класс» – пришлось этот полет выполнить мне вместо комдива.

Взлетаем в 20.45, крайний полет, все на земле, полет по схеме. Д=21 км, Н=2400 м, начинаем разворот влево со снижением, при развороте на 30 град., навязчивая мысль в голове «Посмотри вправо». Повернул голову – вижу громадный объект, от которого начала отделяться нижняя часть и появился свет, форма «тарелки». Взял управление на себя в процессе разворота. По СПУ Кончакову «Посмотри вправо, только не дергайся, по-мойму отметили мы мой день рождения», а в эфир «Кто со мной на посадочном?». На КП начальник штаба подполковник Рура – «Что, командир, НЛО увидел?» – «Выйди на улицу и посмотри сам». РП – «На посадочном кроме Вас нет никого». «Ведите съемку через 30 секунд и после посадки объективный контроль на разбор».

Продолжаем снижение, объект рядом и уже светло как днем. Дальний – «Шасси, закрылки выпущены к посадке готов». Удаление 4 км. Включены прожектора, но видны только точки, светло как днем. Ближний, Д=1 км, объект рядом, скорость 320 км/час. Выравниваем, 3-4 метра. Объект в горизонте и с набором высоты уходит в сторону Новогрудка, после пролета «объекта» снова наступила ночь.

На ЦЗ – после выключения двигателя – все пытаются узнать, что я видел, ощущал. Рекомендую обратиться к Виктору и прослушать МС.

На разборе на снимках была только одна цель.

Позвонил комдив и пытался меня регулировать, но я ему объяснил, что если бы он выполнял свой полет, то сейчас бы писал объяснительную он, а не я.

1985 год.

Лето. Проводим воздушные съемки для кинофильма «Пауза». В одном из вылетов мой ведомый летчик майор Понаморев М. на скорости 320 км/час влетел в АТУ, перевернулся. Летчик жив, самолет восстанавливался год, после облета пошел на пьедестал в прибалтийское училище.

В сентябре заменился в ГСВГ/ЗГВ, сменил полковника Шульдова В.В. на аэродроме Альтенбург.

911 истребительный авиационный полк
911авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
История полка

Полк предположительно был сформирован в Хабаровском крае в 1942 году как 911 истребительный авиационный полк (иап), но участия в боевых действиях не принимал. Скорее всего, полк имел на вооружении какие-то устаревшие самолёты, уже не используемые на фронте (возможно И-16). В 1947 году 911-й истребительный полк дислоцировался на аэродроме Большая Елань в Южно-Сахалинске и входил в состав 29 воздушной армии (ВА). В конце августа 1949 года 911 иап вошёл в состав 95-й смешанной авиационной дивизии (сад) и перебазировался на аэродром Уэль Каль на Чукотском полуострове. Штаб дивизии в то время размещался в Марково. Полк выполнял задачи по сопровождению стратегических бомбардировщиков Ту-4. 8-го октября 1952 года полк вместе с 95-й сад в очередной раз сменил место дислокации и прибыл в Анадырь.

Летом 1953 года 911 иап без материальной части прибыл вместе с 95 смешанной авиационной дивизией в Белорусский военный округ. 911-й иап разместился на аэродроме Засимовичи возле города Пружаны в Брестской области. 95-я смешанная авиационная дивизия была переформирована в 95-ю истребительную дивизию (иад) и имела в своём составе два полка – 911 иап и 940 иап. В конце 1953 – начале 1954 года полк приступил к переучиванию на свои первые реактивные самолёты МиГ-15. В 1960 году 911-й иап был передан в состав 1-й истребительно-бомбардировочной авиационной дивизии и получил наименование 911-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (911 апиб). Полк сменил место дислокации и перебазировался на аэродром Лида.

В июне 1989 года 911 апиб сменил место дислокации. Полк убыл в ГСВГ на аэродром Бранд. Он заменил 116-й бап на Су-24, который "перелетел" в БВО на аэродром Россь и вошёл в состав 1-й авиадивизии, которая в свою очередь стала бомбардировочной. В ГСВГ ушёл почти весь личный состав, но из всей техники с полком ушла только одна эскадрилья. Две другие были переданы в 1-ю и 15-ю ВА. 911 апиб получил недостающие машины из других полков 105-й адиб – 559-го апиб и 19-го гв. апиб.

6-го июля 1992 года, первым из всех полков на МиГ-27, 911 апиб покинул территорию Германии и вернулся на своё прежнее место постоянной дислокации – аэродром Лида. Здесь он просуществовал ещё около года и в 1993 был расформирован, все самолёты были уничтожены.

911 авиационный полк.

Командиры полка:
п-к ГСС(194? - 1947)
м-р Вагин Александр Георгиевич (1947 - 1949)
п-к Канума
п-к Коненков (1957)
п-к Иванников (197?-)
п-к Воронков В Н. (197?.-1979)
п-к Гриненко В.Г.(1979 -1984)
п-к Куралев В.И. (1984)
п-к АжмяковА.П.(1985)
п-к Шульдов (1986 - 1988)
п-к Кухарев (1988 - 1993)

Используемая авиатехника:
Ла-7 (1945 - 1948)
Ла-11 (1948 -1953)
МиГ-15 (1953-196?)
МиГ-17 (196?- 1976)
МиГ-21СМ (1975 - 1982)
МиГ-23БН (1981 -198?)
МиГ-27 (1981 - 198?)
МиГ-27К (с 1982 - 1993)

До 1948-го года 911 иап эксплуатировал Ла-7. Имелось также некоторое количество Як-3 и Як-7. С ноября 1948 года полк начал осваивать самолёты Ла-11. Теоретическое и практическое обучение проходило на аэродроме Дземги.

В 1953 году для 911-го иап началась эра реактивной авиации – полк получил свои первые реактивные МиГ-15 и МиГ-15УТИ. Неизвестно когда полк получил МиГ-17, но в полку они эксплуатировались до 1976-го года.

911 авиаполк несколько раз получал свои самолёты из других полков, а также сам отдавал свои машины.

В 1975 году в полк стали поступать МиГ-21С из Тирасполя из 684-го гвардейского иап. Перевооружение закончилось в 1976 году.

В 1981 году 1 аэ полка получила самолёты МиГ-23БН и МиГ-27 (возможно МиГ-27Д) из 236-го апиб (аэродром Чертков). В 1982 году 1-я и 2-я аэ полка получили самолёты МиГ-27К с завода, а 3-й эскадрилье передали самолёты МиГ-27 1-й аэ. В 1986 3 аэ получила МиГ-27К из 722 апиб (аэродром Смуравьёво) и отдала свои самолёты взамен.

Бортовые номера – белый контур без заполнения (с 1989 красные с белой окантовкой): МиГ-27К – бортовые номера от 01 до 44, МиГ-23УБ – бортовые номера 90, 91, 92, 93, 94, 95.

Составил:
Военный летчик-снайпер
полковник Ажмяков А.П.
Июль 2012 год


Наш адрес:
г. Минск, ул.Белинского, 11
тел. (+375-17) 287-90-99 (последний четверг нечетного месяца с 18.00 до 20.00)