Жизнь — подвиг! Дважды Герой Советского Союза Павел Яковлевич Головачёв
Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!
15 декабря 1917 года в деревне Кошелёво ныне Буда-Кошелёвского района Гомельской области родился советский лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза Павел Яковлевич Головачёв.
В Красной армии с ноября 1938 года. По комсомольской путёвке был направлен в 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов имени П.Д.Осипенко, которую окончил в конце 1940 года. Направлен служить в 168-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в Крыму.
Начало Великой Отечественной войны встретил под Яссами. Летал на штурмовку войск противника на И-16. На второй день войны сбил свой первый самолёт — Me-109, но и сам был ранен. В октябре 1941 года был переведён в состав 69-го авиационного полка под командованием Героя Советского Союза Л.Л.Шестакова. Полк в это время после тяжелых боев в небе Одессы находился в тылу на переформировании, освоении новых самолетов ЛаГГ-3. В составе полка прошел до конца войны. После освоения новой боевой техники младший лейтенант Головачёв воевал под Харьковом, затем под Сталинградом.
В одном из боев самолет был подбит, а сам летчик был ранен в лицо, потерял зрение. В госпитале, куда он попал после вынужденной посадки, работал тогда знаменитый окулист профессор Филатов. Доктор провел сложную операцию, наложил 13 швов и вернул ему зрение. Через 45 суток после ранения вернулся в свой полк.
Успешно овладел новым самолетом Як-1, вскоре был назначен командиром звена в эскадрильи Амет-Хана Султана. В новой должности лейтенант Головачёв добивал врага под Сталинградом. Отличился в боях под Ростовом-на-Дону и в Донбассе. В марте 1943 года над Батайском в составе группы истребителей Як-1 вступил в бой с сотней (100) бомбардировщиков и 60 истребителей противника. Умело маневрируя, защищая друг друга от неожиданных ударов, наши лётчики уничтожили 42 вражеских самолёта, потеряв 3 своих. В этом бою Головачёв довёл свой личный счёт до 18 побед.
Осенью 1943 года воевал в небе Крыма и под Мелитополем. Член ВКП(б)КПСС с 1943 года. К ноябрю 1943 года командир звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Головачёв совершил 225 боевых вылетов, провел 92 воздушных боя в которых лично сбил 17 самолётов противника. Командир полка гвардии подполковник Морозов, представляя Головачёва к высокому званию, 27 октября 1943 года писал в наградном листе:
«Отличный летчик-истребитель, воздушный снайпер, он с короткой дистанции бьет фашистских стервятников наверняка, показывая пример своим подчиненным. Не считаясь с усталостью, производя по нескольку вылетов в день, он показывает образцы мужества и геройства в освобождении нашей священной Родины от немецких захватчиков».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по прорыву сильно укрепленной полосы немцев и освобождение города Мелитополь и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Головачёву Павлу Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В составе полка освобождал Белоруссию, Литву. Во время первых боёв в Восточной Пруссии 30 декабря 1944 года, находясь в свободном поиске на истребителе Ла-7 в паре с Н.И. Черником, в районе города Тройбург на высоте 9000 м обнаружил воздушный разведчик противника и вступил с ним в бой. 4 раза он атаковал противника, но Ju-188, маневрируя, всё время уходил из-под огня. Головачёву удалось поразить стрелка и поджечь самолёт, но немецкий лётчик смог сбить пламя. Когда кончился боезапас, Головачёв сблизившись, рубанул винтом по хвосту «юнкерса». Тот рухнул вниз. Очнувшись после удара, вывел свой истребитель из крутого пике и с большим трудом дотянул до аэродрома. Это была его 20-я победа. За мужество, проявленное в этом бою, награждён орденом Красного Знамени.
До конца штурма Кёнигсберга на этом же самолёте сбил ещё 10 вражеских самолетов. К марту 1945 заместитель командира эскадрильи того же полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан Головачёв совершил 385 боевых вылетов и лично сбил 26 самолётов противника. Был вновь представлен к присвоению звания Герой Советского Союза. Свою последнюю победу одержал 25 апреля 1945 года в небе Берлина, сбил два FW-190.
Всего к маю 1945 года совершил 457 боевых вылетов, в 125 воздушных боях сбил лично 31 и в группе 1 самолёт противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза Герой Советского Союза гвардии капитан Головачёв Павел Яковлевич награжден второй медалью «Золотая Звезда».
Дата |
Противник |
Место падения самолёта или проведения воздушного боя |
Свой самолёт |
25.06.1942 |
1 Ме-109 |
Захаровка |
ЛаГГ-3 |
30.07.1942 |
1 Ю-88 |
Ореховский |
ЛаГГ-3 |
17.12.1942 |
1 ФВ-190 |
район Сталинграда |
Як-1 |
09.03.1943 |
1 Ме-109 |
южнее Матвеев Курган |
Як-1 |
25.03.1943 |
1 Ме-109 |
северо-восточнее Койсуг |
Як-1 |
09.05.1943 |
1 ФВ-189 |
Хрещатик |
Як-1 |
23.06.1943 |
1 Ю-88 |
южнее Николаевка |
Як-1 |
16.07.1943 |
1 Ме-109 |
западнее Куйбышево |
Як-1 |
17.07.1943 |
1 Ю-88 |
Куйбышево |
Як-1 |
22.07.1943 |
1 Ме-109 |
район Куйбышево |
Як-1 |
24.07.1943 |
1 Хе-111 |
Куйбышево — Дмитриевка |
Як-1 |
18.08.1943 |
1 Хе-111 |
Елизаветинский |
«Аэрокобра» |
20.08.1943 |
1 ФВ-190 |
Калиновка |
«Аэрокобра» |
21.08.1943 |
1 Ю-88 |
Успенская |
«Аэрокобра» |
21.08.1943 |
1 Хе-111 |
северо-восточнее Успенская |
«Аэрокобра» |
30.09.1943 |
1 Ю-87 |
западнее Ворошиловка |
«Аэрокобра» |
02.10.1943 |
1 Ю-88 |
станция Пришиб |
«Аэрокобра» |
27.10.1943 |
1 Ме-109 |
западнее Весёлое |
«Аэрокобра» |
24.04.1944 |
1 ФВ-190 |
Севастополь |
«Аэрокобра» |
30.12.1944 |
1 Ю-188 (сбит тараном) |
станция Будерн |
Ла-7 |
16.01.1945 |
2 ФВ-190 |
Гумбиннен |
Ла-7 |
18.01.1945 |
1 ФВ-190 |
юго-западнее Маллвишкен |
Ла-7 |
18.01.1945 |
3 ФВ-190 |
Гумбиннен |
Ла-7 |
06.03.1945 |
1 Ме-109 |
Розенберг |
Як-9 |
18.03.1945 |
1 ФВ-190 |
западнее Бладиау |
Як-9 |
25.04.1945 |
2 ФВ-190 |
западнее Берлин |
Як-9 |
Всего сбитых самолётов — 30 + 0; боевых вылетов — 457; воздушных боёв — 125.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1959 — Военную академию Генерального штаба. Служил на ответственных должностях в Советской Армии: командовал полком и дивизией, был заместителем командующего авиацией военного округа. В мирное награжден за успехи в боевой и политической подготовке тремя орденами.
После непродолжительной болезни скончался 2 июля 1972 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске.
|