Из книги Ф.Я. Фалалеева
«Сто сталинских соколов. В боях за Родину»
Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Беда Л.И.
Родился 16.08.1920 г. в селе Новопокровка Кустанайской области, в семье крестьянина. В 1940 г. окончил Уральский учительский институт и Уральский аэроклуб, получил направление в 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов.
В Советской Армии с 1940 г. Окончил Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов в 1942 г.
На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 г. В звании сержанта направлен на Сталинградский фронт в 568-й штурмовой авиационный полк. В одном из вылетов был подбит истребителем противника, получил множественные ранения – 20 легких ран. В самолете Беды механики насчитали 350 пробоин! В декабре 1942 года как большинство летчиков был принят в члены ВКП(б). 568-му шап было присвоено гвардейское звание – он стал 75-й гшап. Л. Беда был удостоен своего первого ордена – Боевого Красного Знамени.
Командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка (1-я гшад, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант Беда к апрелю 1944 г. совершил 109 боевых вылетов на штурмовку укреплений и войск противника, был представлен к званию Героя Советского Союза.
А в 110-м боевом вылете самолет Беды был подбит, и тот был вынужден посадить его на территории, занятой противником, в расположении немецкого пехотного батальона.
– Снимай пулемет, будем драться, – крикнул Беда своему стрелку-радисту старшему сержанту Романову.
Но товарищи Беды не оставили своего командира: три штурмовика атаковали немецкие подразделения, а младший лейтенант Анатолий Берсенев приземлил свой шеститонный Ил-2 неподалеку. На глазах у ошеломленных солдат. Беда и Романов кое-как поместились в кабине штурмовика, и тот взлетел.
Отличились летчики-штурмовики и при освобождении Орши – они не допустили эвакуации имущества противника на запад и не позволили разрушить железнодорожное полотно в прилагающих к Орше районах. «Адскую машину» – паровоз, переделанный в путеразрушитель – нашел и уничтожил Леонид Беда.
Интересно, что «за умелые действия по защите Оршанского железнодорожного узла и прилегающих к нему перегонов от разрушения» 13 летчикам-штурмовикам было присвоено звание «Почетный железнодорожник». Нарком путей сообщения Л. Каганович не был лишен юмора.
Участвовал в боях за Донбасс, в освобождении Крыма, Белоруссии, Восточной Пруссии. Совершил 7 предельно рискованных и эффектных налетов на укрепленные позиции противника на Сапун-горе.
За боевую работу в Крыму был награжден орденом Александра Невского.
Звание Героя Советского Союза присвоено 26.10.44 г.
Будучи помощником командира того же полка по воздушно-стрелковой службе (1-я гшад, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), за последующие 105 боевых вылетов гвардии майор Беда 29.06.45 г. награжден второй медалью Золотая Звезда.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1950 г. окончил Военно-Воздушную академию. Освоил многие типы боевых реактивных машин. Служил командиром авиационного полка, затем заместителем командира авиационной дивизии по летной подготовке. В 1956 г. подполковник Беда направлен на учебу в Военную академию Генерального штаба. В 1957 году он окончил курс названной академии. Был назначен командиром авиационной дивизии. Занимал другие командные должности. В 1973 году генерал-лейтенант авиации Л.И. Беда назначен на должность командующего авиацией Краснознаменного Белорусского военного округа. Заслуженный военный летчик СССР. Член ЦК КП Белоруссии с 1976 г.
Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.
Погиб 26.12.1976 г. в автомобильной катастрофе.
Сын выдающегося штурмовика Л.Л. Беда также был летчиком, служил в ВВС.
Бронзовый бюст героя установлен в Кустанае. Его именем названы проспект в Минске, улица в городе Лида Гродненской области, школа в Харькове.
Штурмовики в прорыве обороны немцев на Сиваше
Оборона немцев на Сиваше состояла из трех полос с противотанковыми рвами, дотами и дзотами, укрепленными узлами.
Кроме того, немцы занимали высоты, с которых хорошо просматривалась наша сторона, особенно с высоты в районе Тархан.
Наши войска захватили сравнительно небольшой плацдарм, форсировав Сиваш с хода после прорыва немецкой обороны на р. Молочная.
Зенитная артиллерия немцев многослойным огнем прикрывала все полосы обороны, особенно огневые позиции артиллерии, командные и наблюдательные пункты. Плохая погода с низкой облачностью и плохой видимостью, преобладающая на Сиваше, затрудняла обнаружение целей.
Учтя это, командование перед операцией сфотографировало всю оборону немцев. Фото планшеты были крупного масштаба, так что хорошо были видны на снимке огневые позиции артиллерии, все окопы и траншеи.
Все это изучалось с летным составом до такой степени, что каждый летчик мог начертить на память свой участок действий и то орудие, по которому он будет стрелять, так как батареи были точно распределены между эскадрильями, а в эскадрильях между экипажами.
Истребители противника летали небольшими группами: 24 самолета Ме-109 или ФВ-190 и атаковали внезапно, используя облачность. В бой не вступали, так как постоянно на поле боя было много наших истребителей. В связи с этим мы уделяли большое внимание осмотрительности, строгому выдерживанию боевых порядков, особенно над целью, при подходе и уходе от цели. Действовали группами 6-8 самолетов с «круга».
Штурмовая авиация, действующая непосредственно перед нашей пехотой, оказала ей большую поддержку при прорыве обороны немцев на Сиваше, снижаясь до высоты 50-100 м для подавления артиллерии и живой силы.
9 апреля 1944 г. вечером, перед заходом солнца, я получил задачу: группой 6 Ил-2 нанести удар по артиллерии и танкам противника, выдвигавшимся из Томашовки (где находился резерв противника) против наших наземных войск, форсировавших оз. Агульское вброд и отрезавших Коранскинскую группировку немцев. Этот резерв представлял большую угрозу, так как в боевых порядках нашей пехоты было мало орудий ПТО и орудий сопровождения.
Командовал группой я, заместителем был гв. лейтенант Брандыс, ныне капитан, дважды Герой Советского Союза, летчики – Дойчев, Аплеев, Береснев, Данилов.
Действовали с аэродрома Павловка. До цели шестерка шла в «клину» на высоте 200 м, при подходе к переднему краю перестроились в правый «пеленг» и на высоте 850-900 м вышли на цель.
Истребителей противника не было, но их можно было ожидать, так как облачность была 4-5 баллов. Строй был построен не в глубину, а по фронту, т. е. шли на сокращенных дистанциях до полфюзеляжа на интервале 40-50 м.
При подходе к району цели по радио со станции наведения передали, что танки противника выходят из Томашовки и двигаются во фланг нашей пехоте. Цель мы обнаружили легко. Было 4 танка типа «тигр» и «пантера». С Томашовки нас начала обстреливать МЗА, но замыкающая пара – Аплеев и Данилов (которым было поручено специально подавлять зенитную артиллерию) – быстро подавила ее. Первую атаку по цели сделали с планирования с высоты 750-800 м до 110 м, а затем, став в круг, сбрасывали бомбы по одной кассете в заход. В результате бомбометания 2 танка загорелись, один вернулся обратно и один поврежденный остался на месте.
«Круг» строили не плотный, а свободный, маневренный, с дистанцией между самолетами 700-800 м. За каждый заход делали две атаки. Одну атаку – бомбометание по танкам, затем набирали высоту 400-500 м и с левым доворотом на 40-50° пулеметно-пушечным огнем обстреливали пехоту немцев, переправлявшуюся через Сиваш вброд, так как она была отрезана с суши. Эту же пехоту обстреливали и воздушные стрелки после вывода из планирования, так как часто в момент ведения огня летчиком немцы погружались в воду (ныряли), а в момент вывода из планирования поднимались.
Во время работы над целью ЗА (зенитная артиллерия) оказывала слабое противодействие, так как подавлялась первым заметившим экипажем группы. Подавляя ЗА, летчик не нарушал общего боевого порядка, а если и отворачивал, то после атаки быстро занимал свое место.
Стреляли по пехоте с планирования под углом 20° и снижались до бреющего полета.
От цели не уходили до тех пор, пока не расстреляли весь боевой комплект. Наша пехота в это время очень быстро продвигалась на юг к Томашовке.
Истребители противника парой Ме-109 пытались произвести одну атаку, но еще на подходе к штурмовикам их отбили истребители прикрытия. Один Ме-109 был сбит, а второй ушел.
Сбор произвели быстро над своими войсками. Возвращались на аэродром через район огневых позиций нашей ЗА, которая отсекала истребителей противника в случае внезапного их появления из облаков.
Чтобы исключить атаку снизу, уходили от цели на высоте 100 м. Группа без потерь вернулась на свой аэродром.
Группа получила благодарность от командующего наземной армии, наступающей на этом направлении, за оказанное содействие пехоте при ее продвижении к району Томашовка. С захватом Томашовки наши войска вышли из межозерных дефиле на оперативный простор.
Материал к печати подготовил полковник Кондратенко Э.И.
31.01.2019 г.
|